Как «Укрзализныця» убивает украинскую промышленность

Share

Госпредприятие «Украинский транспортно-логистический центр» (УТЛЦ), оперирующее парком грузовых вагонов предприятий «Укрзализныци», прекратило предоставление услуг по организации перевозок грузов в вагонах УТЛЦ в границах Донецкой железной дороги и в экспортно-импортном направлениях из/на Донецкую железную дорогу. За сложной ведомственной фразой и бюрократической формулировкой скрывается простое решение: фактически УЗ закрыла доступ к государственным вагонам для целого ряда предприятий региона и так обескровленного войной и разрушенной инфраструктурой. В качестве формальной причины назван сбой электронной системы, ведущей регистр электронных налоговых накладных, которая отказывается оформлять документы от ДЖД.

Решение «Укрзализныци», под контролем которой находится УТЛЦ, вызывает целый ряд вопросов как с технической, так и с экономической точки зрения – фактически заблокированными оказались экспортные грузопотоки крупнейших металлургических предприятий – «Азовстали», ММК им.Ильича и ряда других.

«Предприятия – «Азовсталь», ММК им.Ильича и другие промышленные объекты, расположенные в Донецкой области являются одними из крупнейших экспортеров украинской продукции. Их остановка приведет к потере валютной выручки, в которой остро нуждается Украина для стабилизации платежного баланса и поддержания курса национальной валюты. Подобные действия руководства «Укрзализныци», возглавляемой и.о. генерального директора Максимом Бланком, уже в ближайшей перспективе чреваты самими катастрофическими последствиями как для стремительно падающей гривни, так и для транспортной системы в целом», – уверен председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

По его словам, только за январь 2015 года транспортировка грузов по железной дороге упала почти на четверть – до 25 млн. т. А ведущее международное рейтинговое агентство Standard&Poor's (S&P) снизило долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг «Укрзализныци» под руководством Максима Бланка практически до уровня «мусорных бумаг» – CCC-.

В ситуации, когда страна остро нуждается в валютной выручке для стабилизации платежного баланса и поддержания курса национальной валюты, подобные действия руководства «Укрзализныци» во главе с Бланком уже в ближайшей перспективе чреваты самими катастрофическими последствиями как для стремительно падающей гривни, так и для транспортной системы в целом.

Учитывая тот факт, что одна тонна металла генерирует четыре тонны поставок руды, кокса и других видов сырья, сокращение перевозок металлургических предприятий автоматически означает и падение отгрузок по другим видам грузов как по Донецкой, так и по смежным железным дорогам. Казалось бы, зачем Бланку рубить сук, на котором он сам сидит, и «убивать» денежный поток «Укрзализныци», и так дышащей на ладан?

Вероятно, ответ кроется не в плоскости рациональной экономической логики, а в политических причинах. Если проанализировать состав предприятий, которые оказались заблокированными из-за решения «Укрзализныци», то очевидно, что в первую очередь это предприятия Ахметова – металлургические и коксохимические заводы Метинвеста и угольные предприятия и электростанции ДТЭКа.

В пользу этой версии говорит и «вендетта», практически объявленная Бланком компании «Лемтранс», ведающей железнодорожным хозяйством Ахметова. На заседаниях в Кабмине Бланк неоднократно заявлял о необходимости вытеснения «Лемтранса» с рынка железнодорожных перевозок и блокирования деятельности компании через проверки прокуратуры и силовиков. Что стоит за этой инициативой – попытка вытеснить более успешного конкурента или банальное «не поделились», сказать трудно.

Но результат налицо: фактически решение УТЛЦ не дает работать и «Лемтрансу», поскольку невозможно сформировать нормальные маршрутные составы, состоящие как из частных вагонов Лемтранса, так и государственных. Вполне возможно, что именно этот фактор и является реальным мотивом действий «Укрзализныци»: убрав с дороги «Лемтранс», монополист получает возможность диктовать свои условия предприятиям Ахметова, генерирующим львиную долю экспорта металлургической продукции.

В итоге, что стоит за скандальным решением «Укрзлизныци» – желание под шумок избавится от сильного конкурента или банальные персональные разборки двух олигархов – вопрос второстепенный. В сухом остатке остается ключевое: Украина остро нуждается в валюте и стабильной работе экспортно-ориентированных предприятий и отраслей. Если их судьба оказалась заложником зарвавшихся дельцов от железной дороги, все разговоры о реформах экономики и инвестиционном климате так и останутся пустым бланком. Без подписи, а главное, без реальной ответственности за принятые политические решения.