Газовая камера: Яценюк пошел по пути «папередников»

Share

О пересмотре внутренних тарифов на газ стало известно на последнем заседании Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Так, в соответствии с постановлением регулятора №425, с 1 декабря стоимость «голубого топлива» для промпотребителей и бюджетных учреждений составит 5,9 тыс. грн./1 тыс. куб м, что на 15,7% больше прежнего. Но если считать с начала текущего года, то газ для промышленников подорожал уже на 90%, а для бюджетников – аж на 140%.

Энергоносители для крупных потребителей растут в цене уже несколько лет подряд, в течение которых регулятор объясняет свои решения каждый раз примерно одинаково: «в связи с увеличением стоимости импортируемого газа «Нафтогазом». Поспорить с этим действительно сложно. В течение года максимальный перепад цен на топливо для НАК составлял под 40% (например, в феврале закупка велась по $268 за 1 тыс. куб. м., в июне – по $367), а если к этому добавить девальвировавшую вдвое гривну, корректировка тарифов для внутреннего потребителя может даже кому-то показаться недостаточной.

Понятно, рост цен на энергоносители диаметрально противоположно сказывается на уровне конкурентоспособности украинской продукции на внешних рынках. Зато в целом складывается впечатление, что государство заняло позицию золотой середины: с одной стороны не принимая на «Нафтогаз» все ценовые форс-мажоры, а с другой – не загоняя в тупик его потребителей чрезмерными тарифами.

Таким образом, ситуация на газовом рынке выглядит уравновешенной. Но это далеко не так. Дело в том, что чиновники пытаются сбалансировать доходную часть бюджета НАК с расходной исключительно за счет повышения цен на топливо для промышленников. В то время как остальные возможности для этого власть упорно не использует.

Во-первых, не сделано ровным счетом ничего в вопросе повышения ставки транзита российского газа в Европу. Во-вторых, правительство крайне неохотно использует тему пересмотра тарифов на топлива для населения. Последний раз они повышались весной т.г. (до 1,182-3,645 тыс. грн./1 тыс. куб м в зависимости от объемов потребления). Правда, последовавшая за этим решением девальвация гривни «съела» это повышение, но НКРЭКУ к данной теме больше не возвращалась. Это привело к тому, что разница между утвержденной и экономически обоснованной тарифами для украинцев растет как снежный ком.

Игнорируя этот рычаг, премьер-министр Арсений Яцеюк фактически дублирует своего предшественника Николая Азарова, который по причине «политической целесообразности» не поднимал тему о пересмотре тарифных ставок для населения. Если смотреть на эту линию поведения с точки зрения прошлых лет, может показаться, что в «тарифном застое» нет ничего критичного. Но это самообман. Дело в том, что несмотря на повышение энерготарифов, реальный дефицит «Нафтогаза» превышает прогнозируемый правительством уже в 2 раза (составляет 103 млрд. грн.). При этом застой цен на газ фактически разрушает рынок внутренней газодобычи.

Доказать эту взаимосвязь элементарно. Из-за заниженных цен на «голубое топливо» для населения НКРЭКУ вынуждено искусственно удерживать закупочную стоимость этого энергоносителя у крупнейшего игрока рынка – государственной «Укргаздобычи» на уровне 419 грн./тыс. куб м. Эта цифра вдвое меньше затрат компании на добычу газа, поэтому средств на развитие промысла у нее попросту нет.

На выходе это означает, что, таким образом, правительство своими руками обваливает добычу отечественного газа, наращивая зависимость от внешних поставок. Но самая неприятная новость может ждать впереди: заниженные тарифы являются одной из причин дефицита госбюджета, и если чрезмерно долго покрывать его за счет золотовалютных резервов, Украина может войти в долговой кризис, неизбежным следствием которого станет дефолт. Если, конечно, мировые финансовые институты вновь не предоставят нашей стране очередные кредиты.